Включите музыку. 5 шагов к студии звукозаписи
В современном мире постоянно растут объемы медиа-контента: изображения, видео и музыка сейчас практически везде — они часть цифровых продуктов, рекламных кампаний, массового и элитарного искусства. Один из компонентов медиа-контента — звук. Глобальная музыкальная индустрия с 2014 года растет, ежегодно этот рынок увеличивается более чем на 20%. Ее российский сегмент, по мнению аналитиков, может оказаться в десятке самых крупных уже в ближайшие годы. Поэтому студия звукозаписи — один из востребованных сегодня вариантов бизнеса, а для кого-то — необходимость для профессионального развития. Более пяти лет IT ГРУППА ОТКРЫТИЕ занимается созданием звукозаписывающих студий и видит ошибки владельцев, которые, осуществляя проект самостоятельно, вкладывают много сил и средств, но не получают результат. Как запустить свою студию, что для этого нужно и на чем нельзя экономить, рассказал Владимир Розин, генеральный директор IT ГРУППЫ ОТКРЫТИЕ.
Шаг 1. Определиться с направлением работы
У звукозаписывающих студий есть несколько сегментов целевой аудитории, и от того, на какой именно ориентироваться, зависит как минимум покупка аппаратуры. А порой еще и локация, размеры и многое другое.
Например, проект может быть предназначен для работы с профессиональными артистами — музыкантами, певцами. И здесь чем выше потенциальный статус клиентов, тем выше требования к студии. Придется и место в условном центре Москвы искать, а не где-то в Подмосковье, и концепт интерьера заказать дизайнерам, и аппаратуру купить самую дорогую. Важны и качество, и картинка.
В работе с музыкантами отдельный пункт — какое количество инструментов нужно записывать. Одно дело, если это только условный синтезатор и гитара. Другое — когда на студии пишется целый оркестр.
Если студия собирается работать с корпоративными клиентами и, например, записывать рекламные тексты, здесь уже дизайнерский интерьер роли не играет, да и нужна ли локация в самом центре, с огромной площадью — вопрос. В целом, бюджет на такую студию будет меньше, чем для работы с музыкантами высокого класса.
Если студия намерена делать постпродакшн звука для кино, переводить фильмы, это относительно небольшие бюджеты, почти полное отсутствие акцента на дизайн и локацию — только на оборудование.
Шаг 2. Найти помещение и сделать ремонт
Для поиска подходящего места придется отталкиваться, во-первых, от направления работы. А, во-вторых, от характеристик помещения. Простая офисная «коробка» — плохой вариант даже для постпродакшн, и уж тем более она не подойдет для работы с музыкантами. Главные требования к помещению для студии звукозаписи — звукоизоляция и акустика.
Для того, чтобы в студии была хорошая акустика, смотрите помещения с высокими потолками: в идеале, это 3-4 м. Сама площадь тоже должна быть достаточно большой (от 60 м2), с запасом на желание увеличивать количество оборудования — а оно может возникнуть в любой момент. И никаких окон для основной зоны — в комнате отдыха и приема клиентов они вполне могут быть.
Для того, чтобы получить хорошую звукоизоляцию, во-первых, стоит присматривать локацию в тихом районе. Если это центр города, то хотя бы подальше от главных улиц, но лучше смотреть спальный район. Совсем на окраины перебираться все же не стоит, если клиенты должны регулярно приезжать в студию: мало кому понравится такой маршрут.
Во-вторых, будет не лишним привлечь к поиску помещения инженера-акустика. Он знает градацию уровня звукового давления (УЗД) и времени реверберации (как быстро УЗД падает после отключения звука на 60 дБ) в разных типах студий, знает все требования к ним. Самостоятельно изучить все эти аспекты очень трудно. Также благодаря специальному оборудованию инженер-акустик измерит уровень шума, сможет подобрать материалы и элементы для улучшения звукоизоляции: например, специальную акустическую плитку, фанерные панели, звукорассеивающие конструкции (обычно ставятся на потолок) и так далее.
Работа с акустикой и звукоизоляцией очень сложная: не только потому, что при любой ошибке есть риск вызвать недовольство соседей, но и потому, что это сильно влияет на качество записываемого звука. Так что этому этапу нужно уделить самое пристальное внимание.
Расходы на аренду сильно зависят от города и от района, от самого помещения. Например, арендовать подвал (что подходит для постпродакшн) в спальном районе — недорого, можно уложиться и в 40-50 тыс. рублей в месяц. Сюда нужно добавить ремонт: как минимум, добавление плиток и панелей, улучшающих звукоизоляцию — это уже больше 300 тыс. рублей.
Есть истории людей, которые организовали студию звукозаписи на цокольном этаже своего загородного дома: это тоже вариант — как минимум отпадают расходы на аренду. Правда, приглашать к себе музыкантов записываться вряд ли получится. А вот постпродакшн делать в таких условиях можно.
Итак, какие специалисты нужны на этом этапе:
- Инженер-акустик
Какая площадь студии оптимальна:
- Потолки 3-4 м
- Общая площадь от 60 м2
Шаг 3. Поработать с проектировкой студии
Обычно звукозаписывающая студия состоит из 3 частей: это аппаратная, где находится основная масса оборудования, это зал для музыки за стеклом и это зона отдыха. Последняя может быть совсем небольшой, где команда студии будет пить чай-кофе, обедать и находиться во время перерывов. А может быть просторной и со всем удобствами, если на студию будут регулярно приезжать клиенты, тем более высокого класса — известные музыканты, исполнители. Об этом всем нужно задумываться еще на этапе проработки концепции помещения.
Другой момент касается электросетей: во-первых, они должны быть мощные. Во-вторых, для них стоит подобрать заранее стабилизаторы и фильтры, защищающие от сбоев. Все эти вопросы нужно обговорить с инженером и с владельцами помещения.
Важные аспекты студии:
- Аппаратная
- Зал для музыки
- Зона отдыха
Шаг 4. Подобрать оборудование
Все устройства, которые есть на звукозаписывающих студиях, делятся на 4 категории по основным задачам: прием звука, запись, обработка и воспроизведение.
За прием звука отвечают в основном микрофоны: для инструментов одни, для голоса — другие. Вокал в основном пишут на конденсаторные или ленточные микрофоны на большой мембране и с высокой чувствительностью. Для звука с инструментов вариантов больше, но под каждый инструмент нужно подбирать оптимальную частотность. Самые используемые студийные микрофоны — это Neumann и Sennheiser. Если работать с музыкантами не планируете, покупать очень дорогой микрофон смысла нет: лучше звуковую карту подороже взять.
Запись звука — это аналоговые магнитофоны и DAT-магнитофоны. А обработка звука происходит при помощи микшерного пульта (он сводит сигналы с разных источников), компрессоров, компьютерных плагинов и самого компьютера.
Последняя категория — воспроизведение звука, за него отвечают студийные мониторы, которые помогают контролировать процесс записи. Для музыкантов обычно нужны мониторные наушники. При организации студии постпродакшн можно использовать громкоговорящие мониторы (обычно это Yamaha) — похожи на колонки, только крупнее. Главное требование к этой категории оборудования — воспроизведение звука без искажений, никакой маскировки дефектов записи.
Обычные наушники использовать можно, но только на старте: они недостаточно полно передают низкие частоты и от них быстро устают уши. Здесь можно смотреть на Sennheiser, Beyerdynamic, Sony, Avantone.
Бонусом к этому всему могут потребоваться, например, ударная установка, гитарные усилители, синтезатор, MIDI-клавиатура и другие инструменты — но это в основном актуально для музыкальных студий.
Какое оборудование нужно в первую очередь:
- Микрофоны (конденсаторные или ленточные)
- Звуковая аппаратура: магнитофоны и DAT-магнитофоны, а также микшерный пульт
- Воспроизведение звука (студийные мониторы)
Шаг 5. Выбрать компьютер и софт
Очень часто задачи записи и обработки звука на себя берет мощный компьютер с быстрым процессором. Он заменяет и магнитофон, и микшерный пульт, но многое зависит отчасти еще и от того, с чем будет работать студия звукозаписи. Для постпродакшн компьютера хватит, для того, чтобы писать музыку с исполнителями, тем более высокого класса, — нет. На начальном этапе также можно отдавать сведение материала на аутсорс: тогда не придется сразу закладывать большой бюджет на компьютер. Однако здесь важно просчитать, реально ли получится экономия, или по факту за условные полгода аутсорс заберет даже больше денег.
Компьютер должен быть стационарным (на начальной стадии это может быть мощный ноутбук) и с дополнительным аудиоинтерфейсом (внешняя звуковая карта — оптимальны Steinberg, Digidesign, Focusrite Scarlett, Audient, как минимум с 4 входами) — и это то, на чем экономить не стоит.
Во многих профессиональных студиях стоит Apple Mac Pro (от $6000 и проблема купить в России, для домашней студии нецелесообразно) или iMac — в сочетании с софтом Logic Pro. Это связано с более высокой оптимизацией программного и аппаратного звука в Apple, а в случае с Mac Pro еще и с возможностями железа. Однако можно собрать и ПК на Windows или Linux, тем более софта для них найдется больше. Главное сфокусировать внимание на звуковой карте и процессоре.
Относительно софта (цифровых звуковых рабочих станций) — дело вкуса, задач и операционной системы. Упомянутый Logic Pro работает только на MacOS, а Ableton Live и FL Studio — кроссплатформенные. Для записи живого звука часто используется Avid Pro Tools. Помимо самой покупки лицензии ПО сюда стоит добавить потенциальные расходы на плагины и прочие «бонусы», расширяющие возможности софта.
Затраты на оборудование начинаются с 200-300 тыс. рублей, если рассматривать бюджетные варианты для домашней студии с минимальным набором позиций: компьютер, звуковая карта, 2-3 микрофона со стойками, студийные мониторы, наушники, пульт и софт. По мере повышения класса оборудования и расширения его списка расходы достигают 2 млн рублей.
По итогу на все перечисленные этапы может потребоваться от 1 млн рублей и до бесконечности. Домашняя студия будет дешевле, профессиональная для работы с музыкантами — дороже. Самые затратные моменты — ремонт и оборудование. Плюс, нужен запас на непредвиденные траты. Это помимо того, что в бюджет следует заложить зарплаты сотрудников, маркетинг. Окупиться расходы могут примерно за 2-3 года, но здесь все зависит от ниши, от позиционирования, от продвижения и других факторов.
Резюмируя: при создании студии звукозаписи в первую очередь нужно решить, в каком направлении она будет работать — с какими клиентами, с какими задачами. От этого зависит все: и сроки реализации проекта, и бюджет. При расчёте расходов экономить нельзя на работе над звукоизоляцией и акустикой (стоит пригласить специалиста) и на оборудовании — это буквально «сердце» студии, от которого зависит качество итогового продукта.