Не испортить праздник. Как работать со звуковым и световым оборудованием в условиях санкций
Все отрасли пострадали от ухода иностранных компаний. Event-индустрия столкнулась с остановкой поставок светового и звукового оборудования мировых лидеров — от Sennheiser до Martin Professional. А на долю западных брендов приходилось больше половины закупаемой аппаратуры для театров, цирков, концертных площадок и других отраслей. Насколько остро стоит проблема оборудования сегодня, как индустрия справляется со сложностями и почему параллельный импорт не панацея, рассказал Владимир Розин, генеральный директор IT группы ОТКРЫТИЕ.
Общая картина отрасли и минувшего года
Иностранные вендоры были основными поставщиками звукового и светового оборудования в России. Доля аппаратуры европейских и американских компаний Sennheiser, Shure, Allen Heath и многих других достигала 70% в закупках звуковой и световой техники. И практически все эти вендоры с 2022 года перестали работать с Россией.
Кроме них, приостановил работу и Panasonic (Япония), который также занимал большую долю рынка мультимедиаоборудования. Но у Panasonic хотя бы сохранилась сервисная и техническая поддержка, а многие другие компании лишили клиентов и этого.
Можно говорить о том, что практически все категории звукового и светового оборудования так или иначе пострадали. Лучшие микрофоны были у Sennheiser и Shure, у них же и наушники. Микшеры — это Allen Heath, студийное оборудование — в основном Arturia. Среди светового и видеооборудования в России активно использовали ETC (США), Clay Paky (Италия), Martin Professional (Дания), LDDE (Австрия). И это только часть имен производителей, чьи продукты также перестали официально поставляться в Россию.
Кто пострадал и как сильно
От ухода крупнейших вендоров пострадали все сферы, которые как-то соприкасаются с мультимедийным оборудованием. Возникли проблемы у звукорежиссеров, концертной индустрии, которые в основном пользовались Sennheiser, Shure и Yamaha.
Пострадала театральная сфера, для которой особенно острой стала потеря светового оборудования и аппаратуры для видеосъемки. Не обошла стороной ситуация и цирки.
Главная проблема — плановая замена техники и ее сервисное обслуживание. Например, в театрах оборудование обновляют каждые 5–7 лет, и сейчас повезло лишь тем, кто успел закупиться раньше. Остальные скоро будут вынуждены решать, на что менять устаревшую или не работающую аппаратуру. А также как производить ремонт: в крупных театрах поломки почти ежедневные, в других — около 5 приборов за 2 месяца идут в сервис.
С учетом того, что сервисное обслуживание многих ушедших компаний остановлено, возникает вопрос, как ремонтировать. Где брать запчасти, как долго ждать, кто должен заниматься ремонтом? Это, в свою очередь, вызвало подъем цен на 20–30% на техническое сопровождение мероприятий, где задействована аппаратура иностранных вендоров.
Параллельный импорт и другие способы решить проблему
Часть российских компаний в разных отраслях после ухода иностранных вендоров обратилась к параллельному импорту. Однако не все оборудование можно получить таким способом. Кроме того, по нашему опыту, некоторая аппаратура, ввезенная параллельным импортом, хуже работает, чем если бы она попала в страну официально. Например, у микрофонов есть радиочастоты, в которых они работают. Если товар запрещен к официальному ввозу, производитель не выделяет эти частоты для России, и в итоге здесь он будет хуже функционировать.
Также есть вопрос долгого ожидания. Раньше все оборудование вендоров находилось на складах и приезжало почти моментально. Сейчас через параллельный импорт приходится ждать 2–3 месяца, при этом нет какого-то четкого установленного срока. Для проектов, которые надо сделать быстро, это огромная проблема.
Вдобавок параллельный импорт повышает цены на оборудование, в основном из-за логистических сложностей. Например, микрофоны уже обходятся не в 30 тыс. рублей, а в 130 тыс. Самый большой скачок цен был осенью на фоне колебаний курса. Сейчас таких американских горок нет, цены остались на том же высоком уровне, но хотя бы не растут сильнее. Однако для многих участников концертной, театральной и других сфер закупка привычного оборудования в итоге становится нерентабельной.
Это приводит к тому, что большая часть компаний все же начинает искать альтернативу у других поставщиков. Теперь 90% закупок светового и звукового оборудования приходится на китайских вендоров. У них есть аналоги для всех позиций, которые потерял рынок: и для пультов, и для микшеров, и для проекторов, и так далее. Но, во-первых, надо долго искать качественные продукты. Во-вторых, иногда очень трудно разобраться в китайских мануалах к оборудованию. Тем не менее китайские альтернативы — пока основной путь решения проблемы, к которому прибегают и крупные, и мелкие компании.
Российские аналоги тоже есть: ProTone, TDA Audio, Universal Acoustics. Театры, например, покупают звуковое оборудование у отечественных вендоров, а световое — у китайских. Но у российских компаний пока далеко не каждой потерянной позиции есть аналоги. Поэтому поиск альтернатив у китайских поставщиков и периодическое обращение к параллельному импорту — сегодня самая рабочая схема решения проблемы. Ей же пользуемся и мы в «Открытии».
В целом вопрос поставок качественного оборудования еще открыт, но все решаемо. Мы закрываем свои задачи — получаем и аппаратуру, и запчасти, постепенно переходим с ушедших брендов на те, которые присутствуют в России и оказывают сервисную и техподдержку. Сложности есть, но ситуация не критическая.
Рекомендации предпринимателям, которые выходят на мультимедиарынок:
- По возможности ищите аналоги у тех брендов, которые сохраняют официальное представительство на российском рынке. Это снизит риски для дальнейшего технического обслуживания и упростит работу с конечным клиентом.
- Планируете работать с госзаказчиками — учитывайте, что им нужны сертификаты качества (например, ЕАС). Поэтому для них оборудование, полученное параллельным импортом, использовать нельзя.
- Если будете обращаться к параллельному импорту, внимательнее выбирайте дистрибьютора: в таких «серых» схемах растет риск мошенничества и продажи подделок.
- Будьте готовы к долгим поискам и тщательному выбору оборудования: качественные альтернативы есть и даже по приемлемым ценам, но их еще нужно найти.