Блог RU

От виртуальных выставок до кибер-искусства: Новые форматы взаимодействия с культурой

Традиционные музеи и выставки постепенно превращаются в живое, интересное пространство, с которым можно взаимодействовать. Жители российских городов начали активнее посещать культурные объекты — в 2023 году количество проданных билетов в музеи и на выставки увеличилось на 124% по сравнению с 2022 годом. В новой реальности картины, скульптуры и даже архитектура оживают. Какие технологии используются сегодня в музеях и как они изменяют искусство, рассказал Владимир Розин, генеральный директор IT группы ОТКРЫТИЕ.

Дополненная реальность

Технология дополненной реальности (AR) становится востребованной не только в продажах и рекламе, но и в искусстве — на выставках, в музеях и культурных мероприятиях. AR добавляет к обычной обстановке виртуальные элементы – нужно только навести камеру смартфона на QR-код рядом с объектом.
Самый простой вариант — посмотреть информацию о картине. Но благодаря дополненной реальности картины как будто оживают — цифровые слои могут двигаться, и зритель видит, как пишет художник, как сюжет развивается дальше или что было до того как живописец запечатлел мгновение. Или можно увидеть животных, которые ходят по залам зоологического музея в виде трехмерных моделей.
Созданное Министерством культуры РФ приложение дополненной реальности Артефакт «оживляет» экспозиции в самых известных российских музеях. Например, в Русском музее, выбрав соответствующую экскурсию, можно наблюдать, как выглядело его здание во время открытия, как он менял свой облик, как пережил ленинградскую блокаду и какие экспозиции выставлялись в разные годы.
Дополненная реальность используется при создании квестов — поиске виртуальных объектов, которые находятся в реальном зале, а еще помогает ориентироваться или составить индивидуальный маршрут.

Виртуальная реальность

Виртуальная реальность (VR) — более сложная технология, она требует специальной гарнитуры и используется пока реже. Но отлично подходит даже для традиционных музеев. VR полностью погружает в фантастический мир — позволяет гулять по виртуальным локациям и трогать экспонаты.
Например, в Музее железных дорог России есть VR-путешествие по императорскому поезду, который курсировал из Санкт-Петербурга в Хельсинки. Надев специальные очки, можно стать пассажиром царского вагона. В нем воссоздан роскошный интерьер из ценных пород дерева и дорогих тканей. Настоящий поезд сейчас находится в Финляндии. С ним связан и квест, который предлагает петербургский музей — поиск предметов в старинных вагонах.

Виртуальная голограмма

Голограмма позволяет видеть трехмерный объект без каких-либо приспособлений, с любой точки обзора. Поэтому она выглядит реалистичнее обычного 3D-изображения и создает иллюзию присутствия. Реализуется с помощью специальной пленки, которая служит экраном, и правильно выстроенного света.
Голограммы открывают огромные перспективы — с их помощью можно построить голографическую реальность или проводить эффектные представления. Они могут взаимодействовать между собой или с реальным человеком.
Интерактивная экспозиция в виде голограммы активно используется в музеях. Например, в Музее Победы на Поклонной горе с помощью голографии представлено оружие Великой Отечественной и разные эпизоды войны. Там же есть голограмма-книга с сенсорными датчиками, поэтому ее можно листать.
В музеях есть гиды-голограммы — это удобно, потому что дополнительные гаджеты посетителям не нужны. Вести экскурсию может и исторический персонаж, который рассказывает от первого лица, как все было. Например, в Египетском музее экскурсоводом можно выбрать Тутанхамона.

Видеомэппинг

Классические проекции с изображением на белый экран стали уже обычной технологией. Следующий этап развития видеопроекции — видеомэппинг (3D mapping). Проекция накладывается не на ровный экран, а на любой трехмерный объект — здание, интерьер или даже лица участников экспозиции, мероприятия. Технология существует уже несколько лет, но сейчас ее применяют более активно, на фестивалях, концертах, в театрах, на выставках и в музеях.
Видеомэппинг — достаточно сложная технология, так как графику нужно разрабатывать с учетом неровной конфигурации и особенностей рельефа объектов. Благодаря наложенному изображению, поверхность «оживает». Например, в театре приходят в движение декорации, главная площадь города может стать холстом для картины в праздничный день, а скульптуры превращаются в динамичные инсталляции. Видеомэппинг активно используется в Музейном комплексе “Дорога памяти. 1418 шагов к Победе”, в музее «Новый Иерусалим», и в других российских музеях.

Сенсорные технологии

Возможность не только смотреть, но и управлять экспозицией — одно из самых ярких впечатлений при приобщении к современному искусству. Для полного погружения посетителя используются сенсорные технологии, реагирующие на движение. Иногда достаточно даже не прикосновения, а жеста в воздухе, чтобы картина начала меняться.
Примеров использования такой технологии в российских музеях пока немного. Один из самых ярких — это мультимедийная программа на выставке Николая Рериха, которая состоялась в Галерее современного искусства ГМИИ Республики Татарстан. Посетители не просто смотрели на картины: встав в определенную точку в зале, они могли управлять виртуальными полотнами — и их визуальным рядом, и звуковым сопровождением.

Виртуальные экспозиции

Они позволяют не только восхищаться искусством из любой точки мира. Контент на видеоэкране может дополнять музейную экспозицию или выставку. Он должен быть интересным и необычным, чтобы у зрителя не возникло ощущения, что он просто смотрит телевизор. Кроме того, важно правильно соединить видеоэкран и ключевой объект экспозиции.
Например, в Музее РЖД реализовали виртуальный разрез тепловоза ТЭП-70. Экран едет вдоль настоящего тепловоза, демонстрируя его внутреннее устройство. Посетитель музея может слышать, как работают механизмы, видеть их движение. Важно, что технология позволила виртуально показать широкой аудитории тепловоз в первозданном виде, когда его физическое состояние далеко от исходного. Модель воссоздали в 3Ds Max.
Цифровая эпоха изменяет искусство. Виртуальные выставки, голограммы, интерактивные инсталляции делают его более доступным, а границы между реальностью и виртуальным миром стираются.