Блог RU

Создание сенсорной комнаты для Центра социальной интеграции Дианы Гурцкая

IT ГРУППА ОТКРЫТИЕ создала сенсорную комнату для Центра социальной интеграции Дианы Гурцкая
В сентябре 2022 года Центр социальной интеграции Дианы Гурцкая открыл свои двери в новом здании, и одной из изюминок здесь стала сенсорная комната, созданием которой занимались наши специалисты. Ее задача — сделать работу с творчески одаренными детьми и молодыми людьми с ограниченными возможности здоровья более эффективной, интересной и захватывающей. Аудиовизуальные интерактивные решения, примененные в этом проекте, сделали комнату одним из мест притяжения для посетителей центра.
Сенсорная комната — это специальным образом организованная среда, которая призвана стимулировать различные системы восприятия посетителей, воздействовать на чувства и ощущения. Такая стимуляция помогает в развитии в том числе и в творческом плане. Поэтому сенсорная комната стала важным элементом Центра социальной интеграции в новом здании, пространством развития для детей, которые смогут максимально полно раскрыть здесь свои творческие таланты и способности. Также комнату можно использовать непосредственно для проведения занятий, например, по вокалу или рисованию. Задача перед инженерами IT группы Открытие была поставлена осенью 2021 года.
«Мы рассматривали самые разные идеи наполнения сенсорной комнаты, — говорит Владимир Розин, генеральный директор компании. — Было множество идей, от самых фантастических до совсем простых, но все они были объединены идеей сделать взаимодействие с комнатой по-настоящему захватывающим для детей, которые в нее войдут. В итоге выбрали достаточно сложную, но интересную концепцию, и начали думать, как её реализовать на практике. Процесс проработки и планирования был долгим – он занял несколько месяцев. Но подход себя полностью оправдал».
Главным объектом комнаты стал большой экран с необычными пропорциями — он ультраширокий. Изображение на нем формируется двумя мощными проекторами, картинка которых должна быть идеальным образом сшита, чтобы в ней не возникало ни разрывов, ни перехлестов. Так создается эффект бесконечного пространства. Плюс система объемного звука, построенная так, чтобы он ощущался равномерно в любой точке комнаты (этого удалось добиться благодаря потолочному размещению акустических систем). Звуки здесь трансформируются в изображения, а движения человека, особенно руками — в звуки. Например, если посетитель комнаты поет или играет на музыкальном инструменте, то меняется цвет на экране, движения рук порождают музыку, а простые рисунки на планшете превращаются на экране практически в художественные полотна. Еще один элемент системы — «барабаны», играя на которых можно получать самые разнообразные звуки, на которые откликается цветовое оформление экрана.
«Акустическая система построена таким образом, чтобы не только обеспечить равномерное покрытие по всей площади, но и в каждой точке получить объемный звук, — говорит Михаил Басюк, инженер по звуку и свету IT группы Открытие. — В этом отлично помогает множество источников звука, расположенных в особом порядке. Также, ввиду того что две стены заняты огромным полотном экрана, третья стена имеет красивые абстрактные изображения, а четвертая практически полностью состоит из окон, единственным вариантом размещения было использование корпусных потолочных акустических систем. Конечно, для формирования плотного звучания мы не могли не использовать сабвуфер. Мы его так спрятали, что никто никогда не увидит. Даже комиссия по приемке не смогла его найти, пока не позвонили нам. Управляет звучанием системы и корректирует его цифровой микшерный пульт. К нему мы тоже написали собственную систему управления».
Система превращения движений в звуки и образы на экране построена на связке пяти бесконтактных сенсорных контроллеров Kinect, которые передают данные на компьютер с установленной средой визуальной разработки TouchDesigner, позволяющей создавать интерактивные виртуальные среды (здесь данные с сенсоров трансформируются в визуальные образы).
В ходе реализации пришлось преодолеть некоторые естественные ограничения Kinect. Дело в том, что производитель гарантирует стабильную работу контроллеров при длине кабеля не более 2 метров, а в данном случае требовалась прокладка более длинных кабелей — до 5 метров. И проблемы действительно не заставили себя ждать — стабильной работы не было. Решение было найдено: написаны собственные скрипты управления Kinect, которые мониторят работу сенсоров и перезагружают их, если обнаруживаются проблемы со стабильностью. Также есть возможность принудительной перезагрузки устройств, а также их настройки. Благодаря этому набору скриптов в итоговой визуальной картинке отображается актуальное состояние сенсоров, и сразу понятно, работают они или нет.
Такая технология позволила реализовать разнообразные интерактивные схемы взаимодействия. Посетителям особенно понравилось «разбрасывать листки», которые реагируют на движения рук людей, разлетаясь в стороны.
Также сложной технической задачей оказался процесс «сшивания» двух проекторов ради получения непрерывной и широкой (в две стены с полукруглым переходом одной в другую) картинки. Применялись проекторы Panasonic с линзами с ультрашироким углом раскрытия. «Это прекрасные по технических характеристикам, но достаточно сложные в работе устройства, особенно в нашем случае, когда их используется два в одной связке на полукруглой стене, — подчеркивает Владимир Розин. — Свет падает таким образом, что подчеркивает все неровности поверхности, и с этим фактором приходилось бороться. Однажды весь процесс пришлось начинать сначала. Но результат стоил усилий: прекрасная широкоугольная картинка, от которой захватывает дух».
Отдельным вопросом стал выбор напольного покрытия. Здесь также рассматривалось множество вариантов, от простого ковролина до зеркального пола (от которого отказались в угоду износостойкости и ремонтопригодности). Однако простой ковролин был бы слишком скучным вариантом, поэтому к нему добавили люминесцентное покрытие. По периметру комнаты развернуты ультрафиолетовые светильники, оживляющие пол.
Еще один важный аспект, над которым работали специалисты, — простота использования сенсорной комнаты со всем ее технически сложным оборудованием. Для этого была реализована автоматическая система управления всем комплексом, позволяющая упростить управление и сделать его доступным для неспециалиста. Теперь для работы с инструментарием комнаты достаточно простой и краткой инструкции.
Полный срок реализации проекта составил один год, однако большую часть этого срока занял подготовительный этап, разработка концепции, 3D-модели плюс последующая доводка и корректировка. Сама работа по монтажу и настройке оборудования заняла порядка 4 месяцев.