Блог RU

Создание уникальных визуальных и звуковых эффектов: секреты работы над мультимедийными инсталляциями

Создание уникальных визуальных и звуковых эффектов: секреты работы над мультимедийными инсталляциями

В музеях, в торговых центрах, в ресторанах, в детских развлекательных пространствах, в театрах, в концертных залах и даже в ресторанах — практически везде сегодня можно встретить мультимедийные инсталляции. С технической точки зрения они могут быть очень простыми, как сенсорные экраны на выставках, а могут строиться на более сложных технологиях вроде AR. Но не всегда сложное — самое запоминающееся. Владимир Розин, генеральный директор IT группы ОТКРЫТИЕ, рассказал, в чем секрет эффектных мультимедийных инсталляций и как добиться впечатляющего 3D-эффекта.

Почему мультимедийные инсталляции популярны

Создание и внедрение мультимедийных решений в разных общественных пространствах может преследовать разные цели. И визуальные, и звуковые эффекты инсталляций — мощный инструмент воздействия на человека.
Они могут помогать образовательному процессу. Например, в музее экран, на котором постепенно меняется карта материка или отдельного государства, помогает нагляднее понять территориальные изменения за определенный срок. Как расширились или уменьшались земли, какие государства были едины и как отсоединялись, и так далее.
Также мультимедийные инсталляции могут делать некоторые объекты или пространства более функциональными. В том же музее можно дать посетителям возможность полистать древний трактат на электронном дисплее вместо того, чтобы предоставить доступ к реальной книге, которая не выдержит большого количества прикосновений. Для детских пространств очень важно и то, что мультимедийные инсталляции делают образовательный процесс увлекательнее. Изучать Солнечную систему и космос интереснее, когда благодаря проектору над головой действительно видно небо и движущиеся по нему звезды и планеты.
В развлекательных пространствах мультимедийные инсталляции делают шоу более зрелищным и захватывающим. Например, благодаря голографии, дополняющей сцену, или световым решениям, меняющим костюм артиста на глазах у зрителей.

Из чего складывается 3D-эффект

Эффект полного погружения в инсталляцию и ощущение объема достигаются при использовании видеомэппинга. Это проекция движущегося изображения на любую поверхность — от стены до условного автомобиля или даже фонтана.
Сама технология строится просто: сначала на компьютере нужно создать 3D-модель объекта, на который будет направлена проекция. Потом ее меняют по сценарию представления — двигают, деформируют и так далее. А затем этот образ проецируют уже на реальный объект. Так появляется иллюзия его изменения.
Насколько удастся добиться эффекта объема, зависит от того, тщательно ли проработано положение этой поверхности в пространстве. Важно направить луч четко на нужный объект, не затрагивая окружающие. В точном позиционировании проектора помогают лазерные измерительные системы.
Интересный пример впечатляющего 3D — шоу «Imagine» на фонтанах Dubai Festival City Mall. Проекция направлена на специальные водяные экраны, и у зрителей создается ощущение, что картинка оживает буквально в воде или даже над ней. Техническая сторона шоу включает в себя в первую очередь экраны, лазеры и проекторы Panasonic, а также системы управления водными и световыми технологиями, которые находятся на плавучей платформе.
Еще один пример использования проекций на воде — это световое шоу на пляже Одайба в Токио. Здесь интересно то, что в инсталляции применяют ИИ, чтобы регулировать движение светового потока в зависимости от направления ветра и движения людей.
Другой интересный способ создать объем в инсталляции — использовать 2 плоскости, одна из которых — очень тонкая сетка, как на выставках LUCENT by Takahiro Matsuo. На стену направлена проекция со звездным небом и астероидом — планетой Маленького Принца. Перед стеной натянута очень тонкая сетка, на которую направлена другая проекция, со стаей перелетных птиц. Именно благодаря тому, что сетка едва заметна, у посетителя выставки создается впечатление, что птицы пролетают где-то в звездном небе над астероидом, и они объемные, не сливаются с изображением на стене.

Технические детали: что нужно от подрядчика

С одной стороны, большинство мультимедийных инсталляций состоят из небольшого набора инструментов: это система управления (часто ноутбук или стационарный компьютер) со специальным ПО, проектор, экран, звуковое оборудование, сенсоры для контроля движения, подготовленный видео- и аудио-контент. С другой, сложность не в количестве инструментов, а в их подборе, настройке, идеальной синхронизации.
Проекторы для видеомэппинга должны быть с очень высоким разрешением и мощностью (на уровне 20 000 люмен), с минимальной задержкой вывода изображения. Для инсталляций в ограниченном пространстве важны проекторы с короткофокусным объективом.
Для крупных инсталляций используют несколько проекторов, чтобы покрыть всю площадь проекции. Изображение с них нужно «сшивать» — для это требуется медиа-сервер и специальный софт. Процесс непростой: нужно сделать так, чтобы посетитель не видел «швов», зазоров и так далее, поэтому многое зависит от компетенций подрядчика.
Важную роль играет и качество контента. При его создании нужно учитывать, с какого расстояния и с какой точки зритель будет смотреть на 3D-иллюзию. Особенно это важно, когда расстояние от зрителя до объекта с проекцией небольшое — как в инсталляции парижского ресторана «Le Petit Chef». Представление разворачивается перед гостем на тарелке, где маленький 3D-шеф ловит омара и тут же его готовит. Отправленное с проектора видео должно быть в высоком разрешении.
Очень важно, чтобы компания-подрядчик реализовала техническую сторону вопроса максимально просто и позаботилась об удобстве управления инсталляцией. Конечный клиент не должен раздумывать о том, каким образом все выстроено, сколько манипуляций и в какой очередности ему надо произвести, чтобы все идеально заработало. И что он в этой схеме упустил, если, например, звук включился с задержкой, картинка не та, и так далее. Чем меньше «кнопок» клиенту нужно будет нажать, чтобы запустить мультимедиа, тем лучше.

Почему не все мультимедийные инсталляции удивляют

Хорошая мультимедийная инсталляция погружает в себя зрителя и гостя пространства, играет с его эмоциями, стимулирует его как-то с ней взаимодействовать. А чтобы этого добиться, важно понять концепцию экспозиции, в которую внедряется инсталляция — как дополнительный или ключевой элемент, и то, как именно экспозиция должна «общаться» со зрителем, к каким его чувствам должна обращаться.
При разработке проекта важно найти подходящую форму мультимедиа — аудио, визуальная, сенсорная, одна или несколько. Отталкиваться стоит от аудитории: кто будет посетителем — дети, молодежь, старшее поколение. Например, с детьми нужно учитывать их физиологию — рост и вес, большую значимость игровых механик: то, что можно потрогать (и будет отклик), интереснее того, что нужно просто слушать или смотреть.
Обязательно нужно продумать роль посетителя в инсталляции, траекторию его движения по экспозиции, перемещение фокуса внимания. Это поможет более грамотно распределить ключевые объекты. Например, если посетитель зашел на выставку, как он будет переходить по залам, с какими картинами скорее всего захочет взаимодействовать, как именно. Будет ли ему интересно проследить, как художник писал это произведение — и тогда стоит сделать соответствующую динамичную инсталляцию. Или ему понравится усиление эффекта от погружения в экспозицию динамичной сменой картин на полу и потолке.
Чаще яркие эмоции вызывают мультимедийные инсталляции, с которыми взаимодействует посетитель. Например, он проходит мимо видеопроекции с цветами, и у них начинают раскрываться бутоны. Отходит дальше — они замирают. Такой эффект достигается за счет установки сенсорных датчиков, улавливающих движение человека и передающих сигнал в центр управления.
Кроме того, с технической точки зрения инсталляция должна быть понятной зрителю. Он не должен ходить вокруг условного экрана с изображением и думать, что ему надо сделать, чтобы картинка поменялась, или можно ли коснуться какого-то объекта инсталляции, не рискуя все сломать.
Последний по очередности, но не по значимости момент, — это техническое исполнение инсталляции. Важно подобрать качественные продукты и приемы для ее реализации, чтобы эмоции зрителя не разбавлялись раздражением из-за дергающейся или плохо совмещенной картинки (отправленной с разных проекторов на одну плоскость), из-за звука с помехами и так далее. В идеале зритель вообще не должен понимать, как из чего сложилась инсталляция — на первый план должны выходить его чувства и ощущения.
Но самое главное, работая над мультимедийной инсталляцией, не использовать технологии хаотично и бесцельно. Не нужно брать все популярные сегодня инновации, «чтобы было». Впечатляет не технология, а работа с ней. Важно продумать смысл и цель применения всех инструментов, концепцию инсталляции. Особенно когда речь не про простое уличное украшение, а часть экспозиции в музее, театре или ресторане.