Иммерсивные инсталляции — это мультимедийные выставки, которые погружают человека в мир образов и затрагивают несколько каналов восприятия. Это не просто красивая локация, а пространство, где человек задействует слух и зрение, испытывает тактильные ощущения и через свои действия и специальные датчики управляет инсталляцией. То есть он становится участником, а не зрителем.
Рост интереса к выставкам начался в 1992 году: тогда музеи посещали 29% граждан. В 2022 году это число увеличилось до рекордных 43%.
Рост интереса к выставкам начался в 1992 году: тогда музеи посещали 29% граждан. В 2022 году это число увеличилось до рекордных 43%.
Иммерсивные инсталляции пришли в Москву позже: сначала благодаря международным авторам, которые приезжали в Россию «в рамках тура» (например, выставка Андроида Джонса, Android Jones, SAMSKARA), а уже потом этим занялись отечественные компании и госструктуры, понимая, что за «живым» искусством будущее и спрос на них будет неукоснительно расти.
Благодаря общему интересу, компании стали все чаще задумываться о создании собственной инсталляции. На старте важно понимать, что организация и запуск своей мультимедийной выставки приносят не только известность, но и «забирают» много времени и денег: сроки подготовки «от и до» составляют примерно полгода, а стоимость создания своего проекта колеблется от 5 миллионов («потолка» нет).
Причем самой расходной частью будет покупка или аренда выставочного оборудования (проекторы, контроллеры, линзы и т.д.).
Шаг 1: подумайте над идеей
Какую мультимедийную выставку вы хотите? Этим вопросом нужно задаться в самом начале. От ответа станет понятно, что делать с командой, какую локацию искать и т.д. Рассмотрим мультимедийные выставки, которые сейчас на слуху.
Один из долгоиграющих трендов — выставки художников. Давно и незаслуженно забытых или, наоборот, известных писателей картин можно раскрыть в совершенно новом видении.
Например, нашумевшая выставка в Артплее, посвященная французским импрессионистам, разработана в стиле «Cinema360» — это использование полной мультимедиа, когда картины отображаются не только на стенах, но и на потолках. Важно понимать, что выставка в таком формате требует большой площадки, в среднем, от 1200 кв. м.
Плюсы, которые часто оказываются решающими — это погружение зрителя и полное воздействие на органы чувств.
Следующий тренд — смешение стилей и понятий.
Например, центр современного искусства М'АРС, использовал в своем иммерсивном проекте «DEEP INSIDE/GHT» психотрансформационный арт. Работа получилась мультижанровой и воздействует на зрителя через искусство, применяя живопись, саунд-дизайн, видео-арт, VR, AR и специальные арома-композиции.
В схожих выставках ее площадь и техническая начинка будут на первом месте.
Еще один тренд — стимуляторы, воздействующие на органы чувств.
Такой тренд мы использовали при создании сенсорной комнаты для Центра социокультурной реабилитации Дианы Гурцкая в Москве. Главный объект — огромный экран, который подсвечивают два сшитых проектора. Получается широкая картинка, которая создает впечатление бесконечного пространства.
Все это дополняет объемный звук, который распространяется равномерно в каждой точке комнаты — благодаря потолочному размещению его источников, а сами стимуляторы воздействуют на слух, зрение и рецепторы кожи. В сенсорной комнате человек может сам создавать звуки, играть со светом и многое другое.
Шаг 2: соберите команду и осмотрите объект
На этом этапе главное — это создание рабочей группы, с которой вы будете создавать проект, и выбор подрядчика, который возьмет на себя техническую и контентную части.
В первую очередь, важно правильно подобрать исполнителей задачи. Ядро технической команды — это инженеры по свету, по звуку, по видео: они проводят замеры помещения, устанавливают оборудование.
В нашей команде именно они определяют, берем мы конкретное помещение или нет.
Также добавьте дизайнеров, которые будут трудиться над контентом (motion-дизайнеры, саунддизайнеры), программистов и разработчиков. Поиском оборудования у поставщиков займутся проджект-менеджеры, а его доставку настроят логисты. Если вы готовите музейные иммерсивные выставки, включайте в команду художников и декораторов.
Отправьте команду на объект: нужно осмотреть площадку, где планируется разместить выставку, и дальше отталкиваться от этих вводных.
Если помещений несколько, выберите, какое и для каких задач подходит — например, здесь войдет огромный экран, а здесь отличная акустика, а вот это пространство будет основным и из него гости станут переходить в другие зоны.
Инженеры должны осмотреть стены и покрытия: все ли в порядке или придется заниматься еще и строительными работами. А звукорежиссер определит как распространяется звук, нужна ли шумоизоляция.
Итак, состав команды:
Инженер по свету
Инженер по звуку
Инженер по видео
Motion- дизайнер
Sound- дизайнер
Программист
Разработчик
Проджект- менеджер
Логист
Важно осмотреть и оценить:
1. Площадь места.
2. Техническую пригодность: стены, пол, высота потолков, розетки.
3. Звуковые качества места.
Шаг 3: подготовьте концепцию
Когда технические данные объекта понятны, собирайте команду на мозговой штурм, чтобы набросать идеи и раскрутить их до полноценного концепта с 3D-моделью. Брейншторминг в среднем занимает 2 недели.
Например, когда мы делали мультимедийный памятник в городе Усмань, мы сначала собирали идеи с мозгового штурма и сделали первую пробную модель, а потом уже занялись проработкой финальной идеи и конечной модели в 3D.
Когда получится концепт — зависит от задачи, поставленной заказчиком выставки. Поэтому очень важно, чтобы изначальный бриф был расписан четко и подробно.
Важно иметь в виду, что часто к основному концепту нужно написать сценарий светового и музыкального шоу для торжественного открытия выставки. Об этом моменте часто забывают и заказчики, и исполнители.
Шаг 4: подберите оборудование
Чтобы выяснить, какое оборудование будет использоваться в выставке, отправляйте инженеров на объект после брейншторма, когда уже готов концепт.
Может понадобиться проекционное оборудование, экраны, и так далее. Подбор нужных объектов занимает около месяца.
Например, для сенсорной комнаты в Центре социокультурной реабилитации Дианы Гурцкой главным объектом экспозиции стал огромный, во всю стену, изогнутый экран, и на него должны были транслировать изображения идеально сшитые проекторы. Мы взяли проекторы Panasonic с линзами с ультра-широким углом раскрытия — больше угла обзора человеческого глаза.
У них шикарная картинка, но они безумно требовательны к качеству поверхности. Было очень сложно грамотно «сшить» изображение с них, чтобы картинка вышла цельной.
За то, чтобы внутри картинки каждый гость мог что-то делать, отвечают интерактивные датчики. Благодаря им посетитель выставки, например, дует на цифровой одуванчик, и тот разлетается. Или цвет иммерсивного объекта меняется, если к нему приближается человек.
Не забудьте про аудиосопровождение — оно не менее важно, чем визуальные объекты. Здесь главное требование к выбранному оборудованию — чтобы звук был чистым.
При работе со звуком, в первую очередь, необходимо подобрать звуковую дорожку, создать специальные звуковые эффекты к тематике либо голос. Для людей с ограничениями по слуху используется индукционная петля.
Итак, какое оборудование у вас должно быть обязательно:
1. Проекционное оборудование.
2. Экраны.
3. Интерактивные датчики.
В нынешней ситуации, оборудование подбирается по трем критериям: качество, наличие и цена.
Все зависит от бюджета и сроков заказчика — в каждом ценовом сегменте можно найти качественные и надежные модели.
Шаг 5: строительство и монтаж
Если помещение — это голые стены, пол и потолок, сначала запускайте на объект строителей. Нужно рассчитать нагрузку на электросети, отталкиваясь от подобранного оборудования, проложить коммуникации, структурированные кабельные сети (СКС). На это уходит месяц-два, в зависимости от размеров объекта и количества задач.
После строителей отправляйте в помещение инженеров: чтобы выставить оборудование, произвести его «примерку» и начать монтаж.
На этот этап уходит еще около месяца. Порой работа идет нон-стоп, как у нас было с проекторами в сенсорной комнате: сшивали, настраивали, у нас все сбрасывалось, приходилось начинать сначала.
Кроме этого, важно связать все объекты выставки, чтобы они работали бесшовно. Главный инженер снабжает оборудованием и коммуницирует с логистом и product- менеджером, которые доставляют оборудование на объект и передают монтажникам. В свою очередь, руководитель проекта занимается документацией и организацией питания, проживания для сотрудников на объекте.
Шаг 6: проверьте готовность и открывайте выставку
Сроки сдачи проекта часто совпадают с каким-то важным днем для заказчика: например, официальное открытие пространства, приезд условного мэра города и так далее. К этому дню уже все должно работать идеально, поэтому запланируйте до него несколько прогонов — не исключено, что где-то что-то откажется подключаться, будут сбои.
Иногда смежные подрядчики могут пробить кабель и нужно время, чтобы найти эти повреждения и устранить.
Как только все оборудование установлено, начинаем заниматься отстройкой контента и другого наполнения. Прогоны в этом случае начинаются примерно за неделю до дедлайна заказчика. При это важно оставить 2-5 дней на подстройку.
Проводите тесты в несколько этапов. Сначала проверьте СКС, потом подключение оборудования и взаимодействие между собой оборудования и центра управления. Дальше оцените контент и аппаратную часть. Если все везде в порядке, прогоняйте подготовленный сценарий музыкального и светового шоу для открытия выставки.
В среднем, на то, чтобы пройти путь с нуля до готового объекта, нужно около полугода.
Всегда закладывайте максимальное время в случае, если какой-то из этапов выйдет из таймлайна и потребует большее количество времени.
Фото: Alex Slastenin, Nohlab Studio, Ethem Cem, CHRIS TRULIN, MELT IMMERSIVE, Kuba Matyka, Kamila Staszczyszyn, Nohlab Studio.