Музеи кардинально меняются. Если десять лет назад они ассоциировались с тишиной и витринами, то сегодня все чаще превращаются в площадки для перформансов, квестов и театральных постановок. С наступлением вечера стены становятся декорациями, экспонаты частью сюжета, а посетители героями истории. Что отражает этот тренд: дань моде или стремление адаптироваться к новой реальности? Рассказывает Владимир Розин, генеральный директор компании ОТКРЫТИЕ.
Новая публика: почему музеи все чаще превращаются в сцену
Сегодняшняя аудитория это молодые люди, семьи с детьми и digital поколения. Для них мало просто смотреть, им важно взаимодействовать. Они легко включаются в яркие, интерактивные форматы, где можно самим выбирать маршрут.
Согласно исследованию ВЦИОМ 2024 года, именно зумеры и младшие миллениалы чаще всего посещали музеи в последние месяцы - 28% и 25% соответственно. Потенциал есть, и главная задача его удержать. Поэтому поход в музей должен превратиться в приключение, где знания приходят через эмоции и игру.
Форматы, которые меняют взаимодействие с музеем
На смену традиционным экскурсиям приходят форматы, создающие эффект погружения. Среди них иммерсивные спектакли, ночные квесты и AR/VR погружения.
В иммерсивных спектаклях музей сливается с театром. Нет сцены и четвертой стены. Зритель сам выбирает маршрут, следует за героями и может влиять на сюжет.
Ночные квесты - это сочетание игры и обучения в формате «через действие». Ночь добавляет им особой атмосферы и мистики. Популярность «Ночи музеев» подтверждает устойчивый спрос. Например, в Алтайском краеведческом музее квесты позволяют возглавить варягов или погрузиться в быт XIX века, а в Музее космонавтики в Королеве отправиться в «Космическую экспедицию».
Технологии дополненной и виртуальной реальности создают альтернативный слой восприятия. VR-шлем позволяет пройтись по древнему городу, а AR через смартфон «оживляет» экспонаты.
Новая публика: почему музеи все чаще превращаются в сцену
Сегодняшняя аудитория это молодые люди, семьи с детьми и digital поколения. Для них мало просто смотреть, им важно взаимодействовать. Они легко включаются в яркие, интерактивные форматы, где можно самим выбирать маршрут.
Согласно исследованию ВЦИОМ 2024 года, именно зумеры и младшие миллениалы чаще всего посещали музеи в последние месяцы - 28% и 25% соответственно. Потенциал есть, и главная задача его удержать. Поэтому поход в музей должен превратиться в приключение, где знания приходят через эмоции и игру.
Форматы, которые меняют взаимодействие с музеем
На смену традиционным экскурсиям приходят форматы, создающие эффект погружения. Среди них иммерсивные спектакли, ночные квесты и AR/VR погружения.
В иммерсивных спектаклях музей сливается с театром. Нет сцены и четвертой стены. Зритель сам выбирает маршрут, следует за героями и может влиять на сюжет.
Ночные квесты - это сочетание игры и обучения в формате «через действие». Ночь добавляет им особой атмосферы и мистики. Популярность «Ночи музеев» подтверждает устойчивый спрос. Например, в Алтайском краеведческом музее квесты позволяют возглавить варягов или погрузиться в быт XIX века, а в Музее космонавтики в Королеве отправиться в «Космическую экспедицию».
Технологии дополненной и виртуальной реальности создают альтернативный слой восприятия. VR-шлем позволяет пройтись по древнему городу, а AR через смартфон «оживляет» экспонаты.
 
                              
                          Как музею заработать на квестах и спектаклях
Это не только способ привлечь аудиторию, но и эффективная монетизация без потери культурной миссии.
Билеты на спецформаты стоят дороже стандартного входа, так как посетитель платит за уникальный опыт. Это и есть экономика впечатлений в действии. Другим путем является партнерство с театральными труппами и event-агентствами, которые берут на себя продакшн, а прибыль делится.
Игровые форматы открывают возможности для дополнительного заработка: фото, тематический мерч, сувениры. Успешными оказались и коллаборации с брендами. Например, Музей русского импрессионизма с брендом «Твое» увеличили число гостей на 40%.
Новые форматы повышают лояльность: пройдя один квест, посетитель хочет вернуться на другой, приводит друзей и дарит билеты.
Технологии усиливают эффект погружения
Ключевой элемент успеха - погружение, для создания которого используется целый арсенал технологий.
Это не только способ привлечь аудиторию, но и эффективная монетизация без потери культурной миссии.
Билеты на спецформаты стоят дороже стандартного входа, так как посетитель платит за уникальный опыт. Это и есть экономика впечатлений в действии. Другим путем является партнерство с театральными труппами и event-агентствами, которые берут на себя продакшн, а прибыль делится.
Игровые форматы открывают возможности для дополнительного заработка: фото, тематический мерч, сувениры. Успешными оказались и коллаборации с брендами. Например, Музей русского импрессионизма с брендом «Твое» увеличили число гостей на 40%.
Новые форматы повышают лояльность: пройдя один квест, посетитель хочет вернуться на другой, приводит друзей и дарит билеты.
Технологии усиливают эффект погружения
Ключевой элемент успеха - погружение, для создания которого используется целый арсенал технологий.
- Видеомэппинг превращает помещение в «живую» декорацию, где статуи оживают, а на стенах возникают окна в прошлое.
- VR и AR технологии: VR полностью переносит в другую эпоху, а AR, как в приложении «Артефакт», делает экспонаты интерактивными через смартфон.
- Спецэффекты, такие как свет, звук, запахи и даже вибрации пола, «включают» тело в восприятие, усиливая эмоции и создавая эффект присутствия.
 
                              
                          Баланс между культурой и шоу
У технологий есть и обратная сторона: важно сохранить баланс между развлечением и уважением к музейной функции. Особенно остро стоит вопрос сохранности артефактов в исторических музеях.
Решение в грамотной интеграции. Сценарий должен учитывать специфику экспозиции, ограничения по освещению и влажности, а мероприятия быть лимитированы по времени и числу участников. Игры и спектакли могут не разрушать, а дополнять основную миссию музея. Главное не подменять содержание формой, а использовать ее как способ донесения идеи.
Все новые форматы - ответ на запрос времени и способ разговаривать с аудиторией на ее языке. Для многих первое знакомство с музеем может начаться с квеста, и этот шаг способен перерасти в устойчивый интерес к классике. На пути к просвещению все инструменты хороши. Культура больше не замыкается в стеклянных витринах, а становится интерактивной, живой и вовлекающей.
У технологий есть и обратная сторона: важно сохранить баланс между развлечением и уважением к музейной функции. Особенно остро стоит вопрос сохранности артефактов в исторических музеях.
Решение в грамотной интеграции. Сценарий должен учитывать специфику экспозиции, ограничения по освещению и влажности, а мероприятия быть лимитированы по времени и числу участников. Игры и спектакли могут не разрушать, а дополнять основную миссию музея. Главное не подменять содержание формой, а использовать ее как способ донесения идеи.
Все новые форматы - ответ на запрос времени и способ разговаривать с аудиторией на ее языке. Для многих первое знакомство с музеем может начаться с квеста, и этот шаг способен перерасти в устойчивый интерес к классике. На пути к просвещению все инструменты хороши. Культура больше не замыкается в стеклянных витринах, а становится интерактивной, живой и вовлекающей.
 
                              
                          