Блог RU

Виртуальный гид и взлетающие планеты

Виртуальный гид и взлетающие планеты. Какие интерактивные решения для музеев сделают знакомство с искусством интереснее

Если еще недавно музеи и выставки были в глазах многих не самым интересным времяпровождением, то в 2022 году ситуация уже совсем другая. Сегодня их посещают 43% россиян. И одна из причин в том, что музеи меняются, идет огромная перестройка архитектурных проектов: расширяется ГМИИ им. Пушкина, для коллекции Оружейной палаты строят отдельное здание, а в Политехническом музее планируют ядром коллекции сделать мультимедийные объекты и проекции.
Музеи и выставки становятся «живыми» — это главный культурный тренд, позволяющий посетителям стать не зрителями, а участниками и изнутри прочувствовать каждую экспозицию. Кроме визуальной части, добавляются воздействия на разные органы чувств. А также в тренде смешение стилей и понятий, поэтому становятся популярны иммерсивные выставки. О востребованных сегодня интерактивных решениях для музеев и особенностях реализации этих технологий рассказал Владимир Розин, генеральный директор IT-группы «Открытие», которая занимается интерактивными проектами и мультимедиа.

Интерактивные экспонаты

Различные инсталляции вроде игровых сенсорных столов, интерактивных карт подходят технологическим и научным музеям, а также музейно-информационным центрам. Большинство таких экспонатов в музеях — это специальные проекторы с системой распознавания жестов и экраны или даже стены, которые становятся сенсорными. А для игровых инсталляций используются touch-столы.
Например, в краеведческом музее можно разместить игровой экран, где посетителям будет предложено собрать динозавра из разрозненных частей или в динамике увидеть, как проходила Курская битва, а потом пройти игру-викторину на ту же тему — такая инсталляция появилась в Курском музее. А в Сургутском краеведческом музее с помощью интерактивной инсталляции посетители знакомятся с историей Ханты-Мансийского АО.

AR и VR для полного погружения в экспозицию

Виртуальная (VR) или дополненная (AR) реальность позволяет добиться эффекта реального присутствия и нырнуть в картину или почувствовать себя участником событий прошлых столетий — например, увидеть и ощутить последний день Помпеи или переодеться в виртуальный костюм викинга. Также VR и AR могут использоваться в музеях для проведения экскурсий. Такие решения будут особенно интересны детям. Технологии реализуются с помощью VR/AR-гарнитур, поэтому не бюджетные и пока не очень распространены.
В петербургском Музее железных дорог России благодаря виртуальной реальности посетители могут увидеть, как паровоз заправляют водой, как выглядело и работало старое депо. А в центре современного искусства «М’АРС» запущен иммерсивный проект DEEP INSIDE/GHT — это смесь живописи, саунд-дизайна, видео-арта, VR, AR и аромакомпозиций. Все это создает чувственный и эмоциональный опыт для посетителя.
Другой пример — мультимедийный музей во Дворце художественной гимнастики в Лужниках, где использованы технологии AR и VR. Посетители скачивают на смартфон приложение, наводят экран на QR-код — и перед ними возникают 3D-модели чемпионок, исполняющих программы разных лет на расстоянии вытянутой руки.

Сенсоры, реагирующие на движение

Еще более глубокое погружение в экспозицию и взаимодействие с объектами музея обеспечивают сенсорные элементы, которые реагируют на движение посетителей. Например, в зависимости от прикосновений человека или его перемещений, меняются свет и звук. Или в условном музее космоса планеты двигаются вслед за посетителем и выстраиваются вокруг него в разных положениях. Подобные решения подходят в первую очередь музейно-выставочным комплексам, где технологии легко интегрируются с объектами экспозиции.
Такие решения мы использовали при создании сенсорной комнаты в Центре социокультурной реабилитации Дианы Гурцкаи. Внутри помещения — огромный экран и направленные на него сшитые проекторы, а также несколько небольших объектов с сенсорами. Двигаясь и взаимодействуя с ними, посетитель создает звуки, играет со светом и так далее.

Интерактивная навигация

Чем крупнее музей, чем больше в нем залов, особенно с разноплановыми экспозициями, тем выше вероятность, что посетитель осмотрит не все интересные ему зоны, потому что где-то потеряется, куда-то не свернет — по незнанию, что туда вообще можно зайти. Или, возможно, в музее есть определенная схема знакомства с экспозициями, которая позволяет выстроить в сознании правильную, целостную картину, только если соблюдать все этапы в конкретном порядке.
В таких случаях помогает интерактивная навигация: мобильный гид с картой, который ведет посетителя через экспозиции по определенному маршруту или просто подсказывает, куда заглянуть и зачем. При необходимости посетитель может искать кратчайший путь к нужному экспонату. Интерактивную навигацию можно дополнять уведомлениями о том, какие объекты находятся рядом и почему с ними стоит познакомиться.
Такое решение реализовано в Оружейной палате Московского Кремля: посетители могут скачать на планшет или смартфон мобильное приложение, предлагающее навигацию с указанием ближайших витрин и их содержимого, а также предоставляющее информацию о залах и объектах экспозиций, аудиогид и квесты.

Интерактивные информационные зоны

Отдельно обустроенные участки с экранами, на которых указана вся информация об экспозиции в целом и отдельных ее объектах, ценны в исторических музеях. Например, они могли бы дополнять залы Московского Кремля или Эрмитажа, рассказывая подробно о Патриарших палатах или ризалитах (угловых выступах с жилыми покоями) Зимнего дворца.
Подобное решение реализовано в выставочном центре «Эрмитаж-Выборг». Это приложение и сенсорный киоск, благодаря которым посетители узнают об истории музейного комплекса и его достопримечательностей, изучают архивные фотографии.
Также интерактивные информационные зоны актуальны для художественных музеев, где в центре внимания — картины, не требующие дополнительных вовлекающих элементов, но порой нуждающиеся в пояснениях: например, об истории написания, авторе, задумке и так далее.
Новые архитектурные проекты и тренд на смешение классического искусства и технологий будут способствовать активному проникновению интерактивных решений в выставочные центры и музеи. Благодаря этому экспозиции станут ярче, живее и порой даже понятнее неподготовленному посетителю.

Возможные ошибки при соединении мультимедиа и искусства

Первая ошибка — внедрять технологии ради технологий. Когда музей хочет привлечь как можно больше новой аудитории, преимущественно молодежи, он пытается охватить все инновации, но это не всегда хорошо. Интерактивное решение должно органично вписываться в экспозицию, дополнять и раскрывать ее. Поэтому очень важно с ними не переборщить.
Например, классическому музею вроде Эрмитажа в Санкт-Петербурге будет достаточно интерактивной навигации и информационных зон, потому что в фокусе сами объекты экспозиции: предметы быта, сохранившиеся или восстановленные интерьеры и так далее. В художественных галереях можно добавлять AR-технологии, а в краеведческих — интерактивные экспонаты. В то время как в современных арт-музеях вроде МАММ можно использовать намного больше мультимедиа-решений.
Вторая ошибка — не смотреть на проект с точки зрения гостя. Все технологии, которые появляются в музее, должны быть интуитивно понятны. Посетитель не должен полчаса ходить по сенсорной комнате и пытаться понять, что ему надо сделать для взаимодействия с объектом и каким будет результат. Или долго искать, где и как включается интерактивная карта и как разобраться в ее подсказках. Какими бы технологичными ни были решения, их использование для гостя должно быть интуитивно понятным.
Третья ошибка — перегруженность интерактивных зон. Эта проблема возникает в основном в современных мультимедиа-музеях, в пространствах, где используются и AR/VR, и интерактивные экспонаты, и сенсоры, и многое другое. Посетитель не понимает, на что смотреть, с чем взаимодействовать, куда подойти сначала, куда позже, у него рассеивается внимание.
Кроме этого, порой сами музеи или компании-подрядчики создают визуальную дисгармонию между мультимедийными и музейными объектами, плохо продумывают содержательную часть интерактивных решений. Также встречаются ошибки в технической части, когда нет единой системы управления, что затрудняет работу с объектами, неправильно выстроено и настроено оборудование. Поэтому внедрение интерактивных решений в музеи требует очень тщательного, продуманного подхода.